СОЧИНЕНИЕ
- Срок 18 Июн 2021 по 21:00
- Баллы 30
- Отправка поле для ввода текста, url веб-сайта, или загрузка файла
- Доступно 1 Июн 2021 в 0:00 — 30 Июн 2021 в 23:59 30 дня(дней)
Июньская программа «Литературное творчество» посвящена драматургии, поэтому для написания сочинения мы предлагаем вам оттолкнуться от пьесы, предложенной для семинарского погружения, и сформулировать собственный проблемный вопрос. Чтобы создать качественный текст, вам нужно посещать занятия, лекции и мастер-классы, находить и анализировать дополнительные источники, смотреть художественные и документальные фильмы, консультироваться с семинаристами и активно участвовать в обсуждении.
Этапы работы над сочинением:
1. Выбор темы сочинения — 2 дня;
2. Посещение семинарских занятий, лекций и мастер-классов, сбор материала и написание первой версии текста — 3 дня;
3. Получение «обратной связи» и консультации семинариста, анализ критики, внесение изменений — 3 дня;
4. Размещение итоговой версии текста.
Объем сочинения — до 2500 знаков с пробелами.
Каждый текст проверяется на плагиат!
Поэтому, пожалуйста, пишите именно авторские тексты, не забывайте корректно цитировать источники и приводите чужие высказывания только в поддержку собственных аргументов.
Семинары по жанровым и художественным особенностям драматургического текста:
1. Наталья Ивановна Нетеса, семинар по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», — писал отечественный театральный критик Александр Кугель. Почему же именно «Снегурочку»? В чём особенность сказки-драмы, которую сам автор назвал «весенней»? Какую роль в замысле пьесы играет музыка? Как в сказке-пьесе сочетаются реальное и фантастическое? Почему так разнообразна и противоречива критика в адрес произведения? Какова театральная судьба пьесы?
На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, вдумчиво читая пьесу и обсуждая ее в семинарской группе. Следя за развитием добрых и справедливых законов Берендеева царства, сопоставляя пьесу и ее сценические трактовки, вы разгадаете множество загадок и создадите свои тексты о «Снегурочке».
2. Татьяна Евгеньевна Мельникова, семинар по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
«...в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного», — писал А. Блок. Что такое счастье? Как его добиться? Как оставаться счастливым?
Этими вопросами более ста лет задаются читатели и зрители пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». Образ чудесной птицы давно стал символическим, но это не значит, что в нем нельзя открыть ничего нового. Постигая суть вещей вместе с героями Метерлинка, можно по-другому увидеть мир. Открытиями в понимании смысла философской сказки вы поделитесь друг с другом, обсуждая пьесу и решая очень непростые драматургические и жизненные проблемы.
3. Ольга Геннадьевна Клишова, семинар по пьесе К. Гоцци «Король-олень»
«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…», — писал А. С. Пушкин, прославляя любовь настоящую, любовь, лишенную эгоизма и жестокости, призванную созидать, а не разрушать. А существует ли на свете такая любовь? Вечна ли она, как вечна бессмертная человеческая душа? Как за переменчивой телесной оболочкой увидеть настоящую душу и потом не обращать внимания на оболочку? Как отличить истинную красоту от ее жалкого подобия? Правда ли, что внутренняя красота важнее внешней и что без первой вторая меркнет? Сколько сложных и важных вопросов…
На них вы будете искать ответы, анализируя текст очень непростой и очень театральной сказки-фьябы «Король-олень», написанной знаменитым итальянским драматургом Карло Гоцци. В ней в прекрасное тело прекрасного душой короля Дерамо вселяется черная душа его министра Тартальи. А душа короля оказывается сначала в оболочке оленя, а потом — старого безобразного нищего. Эта фьяба об олене? Или о Тарталье? Или о черной зависти? Или о настоящей любви? Разобравшись в метаморфозах, вам предстоит создать авторские тексты, доказывая неустаревающее утверждение Роберта Рождественского о том, что «всё начинается с любви»...
4. Джанзала Бунятовна Абдуллаева, семинар по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»
«…каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия…», — говорил Бернард Шоу. И «Пигмалион» не исключение. Миф о Галатее и Пигмалионе: предшественники и последователи Шоу. Как связаны древнегреческий миф и пьеса английского драматурга ХХ века? Художник и его творение: как в произведении отражен вечный мотив мировой литературы? Можно ли считать историю преображения простой цветочницы в герцогиню историей Золушки? «Роман-фантазия в пяти действиях» или «сентиментальный роман в пяти актах»: как определить жанр пьесы «Пигмалион»? От первой постановки в 1913 году до современных интерпретаций пьесы: какова сценическая судьба «Пигмалиона»?
Об этом вам предстоит поговорить, перечитывая пьесу Б. Шоу «Пигмалион», анализируя текст, размышляя над природой драматического произведения, наблюдая за приемами создания художественных образов, сопоставляя интерпретации известного мифа в разных видах искусства.
5. Елена Ильинична Степанова, семинар по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо»
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — говорил Евгений Шварц. Может ли сказка стать частью повседневной жизни? Что такое чудо и что (или кто) способен его творить? Какими «инструментами» создает писатель свое волшебство? Как «прочитал» сказку Шварца режиссер Марк Захаров?
Эти вопросы неизбежно возникнут, когда вы будете анализировать и обсуждать пьесу и ее кинематографическую версию. А еще — когда будете создавать авторские тексты, проникая в сказочный мир Евгения Шварца.
По итогам литературных семинаров учащиеся набирают до 10 баллов в зависимости от их активности на занятиях.
Критерии оценивания работы в семинарской группе |
Устная работа в литературном семинаре |
Работа в «мастерской письма» |
Очень активен, инициативен, включен в работу (участвует в диалоге, активен в работе в парах и мини-группах; участвует в обсуждении письменных работ, представляет свои работы, защищает их по собственной инициативе) |
5 |
5 |
Активен, включен в работу (участвует в диалоге, работает в парах и мини-группах; включается в обсуждение письменных работ, представляет свои работы, защищает их по предложению руководителя семинара) |
4 |
4 |
В работу включен, но участвует в диалоге, обсуждении, представлении работ исключительно по просьбе руководителя семинара. |
3 |
3 |
В работу включался эпизодически: в общем диалоге участие не принимал, в паре и мини-группе работал; тексты создавал, представлял свои только по просьбе руководителя, в обсуждение чужих текстов включался мало. |
2 |
2 |
В работу был практически не включен: в диалоге не участвовал, в парах и мини-группах работал; тексты создавал, но не представлял их. |
1 |
1 |
В работе участие не принимал. |
0 |
0 |
Итого максимум: |
5 |
5 |
Итого суммарно: |
10 |
Критерии оценивания сочинения (развернутого ответа на проблемный вопрос по пьесе семинара):
- Понимание темы (проблемного вопроса), глубина и аргументированность ответа на вопрос (3 балла).
- Логичность текста, композиционная стройность (3 балла).
- Опора на текст пьесы, привлечение текста, культура цитирования (3 балла).
- Соблюдение речевых норм (3 балла).
- Соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических норм (3 балла).
- Включение «фонового» материала, в том числе — размышление над экранизацией, иллюстрациями и т.д.; сопоставление с другими произведениями (3 балла).
- Оригинальность «решений», свободное владение литературоведческими терминами, удачное название (подзаголовок) сочинения, удачный эпиграф, удачное привлечение высказываний о пьесе, другие «авторские находки» (2 балла).
Критерий |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
Понимание темы (проблемного вопроса), глубина и аргументированность ответа на вопрос. |
3 |
2 |
1 |
0 |
Логичность текста, композиционная стройность. |
3 |
2 |
1 |
0 |
Опора на текст пьесы, привлечение текста, культура цитирования. |
3 |
2 |
1 |
0 |
Соблюдение речевых норм. |
3 |
2 |
1 |
0 |
Соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических норм |
3 |
2 |
1 |
0 |
Включение «фонового» материала (в том числе – размышление над экранизацией, иллюстрациями и т.д.; сопоставление с другими произведениями) |
3 |
2 |
1 |
0 |
ИТОГО – МАКСИМУМ: |
18 баллов |
Дополнительные баллы (максимум – 2) стажер может получить за:
- Оригинальность «решений».
- Свободное владение литературоведческими терминами.
- Удачное название (подзаголовок) сочинения.
- Удачный эпиграф.
- Удачное привлечение высказываний о пьесе.
- Другие «авторские находки».
Все авторские тексты учащихся проверяются на плагиат.
Первая сдача текста: 18 июня до 21:00
Первая проверка педагогом: 19 июня до 23:59
Вторая сдача текста: 21 июня до 18:00
Вторая проверка педагогом: 22-23 июня до 23:59